Наше местоположение

Профилактика деструктивного поведения обучающихся в образовательной среде

 

Проблема распространения деструктивного поведения в детско-подростковой среде является одним из острых вопросов современного развития общества, в котором значительно возросла угроза риска экстремистской идеологии, что становится одним из основных источников угроз общественной безопасности.

Экстремизм – социально-политическое явление, представляющее собой форму радикального отрицания существующих общепризнанных норм и правил в государстве и обществе со стороны отдельных лиц или групп, демонстрирующих взгляды и действия, основанные на:

- культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства;

- непримиримости к инакомыслящим;

- стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на насилии.

Экстремизм является средством попыток дезорганизации ситуации на основе совершения преступлений по мотивам расовой, национальной и религиозной неприязни.

По статистике, Россия находится на втором месте среди стран, пострадавших от экстремизма и терроризма в период с 1994-го по 2004 годы. Произошло несколько сотен террактов.

В связи с активизацией деструктивной активности экстремистских организаций в России в 2002 г. был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 144 от 25.07.2002 и внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за противоправные действия экстремистского характера.

Правовой основой противодействия экстремизму и терроризму является также Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г.

Проблематика экстремизма включена в содержание «Стратегии национальной безопасности РФ» (Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 683 от 31 декабря 2015 г.) и рассматривается там в русле тенденций дальнейшей активизации экстремистских организаций, что требует усиления противодействия со стороны государства и общества.

            Наиболее эффективной стратегией противостояния экстремизму является профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она ещё не осуществляется.

 

3 сентября в нашей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом.

Для объединения всех в борьбе со страшной угрозой в этот день проводят просветительские мероприятия, посвящённые памяти жертв террористов, а также направленные на информирование о том, как важно сохранять бдительность, как противодействовать пропаганде и вербовке в незаконные организации молодых людей.

Маркеры вовлечённости обучающихся в экстремизм

 

Отклоняющееся поведение подростка, на которое должен обратить внимание педагог:

 

• конфликтное, агрессивное отношение к окружающим, злобные выпады, обвинения или запугивания,  травля, драки, мелкое хулиганство,

• повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, неумение контролировать себя,

• оправдание правонарушений, отрицательное отношение к закону,

• в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящиеся к учебному предмету, содержащие настораживающие смыслы (например, символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ),

• использование в речи специфического сленга,

• проявление интереса к запрещённым вещам (оружию, взрывчатым предметам и другим), в том числе в социальных сетях,

• экстремальные увлечения подростка (сталкеринг – исследование подростком заброшенных, недостроенных зданий, опасное селфи – фотографирование себя в месте,

связанном с повышенной опасностью),

• факты употребления алкоголя, ПАВ (самоповреждающее поведение, аутоагрессивное поведение);

• факты ухода из дома,

• избегает массовых мероприятий в школе,

• сведения о включенности ребёнка в асоциальные группы,

• ребёнок находится в подавленном состоянии,

• навязчивые движения и действия (разговаривает сам с собой, грызёт ногти, ходит взад-вперёд),

• прямые или косвенные заявления о желании умереть, убить себя, нежелание продолжать свою жизнь,

• стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб человеку, окружающим людям и имуществу.

Наверх